В рамках проекта «Школа Минпросвещения России» 28 октября 2024 года на базе школы прошла стажерская практика по теме «На крыльях профессий: практикум по методикам профориентационной работы» (направление «Профориентация»). Участников стажерской практики поприветствовал директор школы Илья Евгеньевич Сыркин. В ходе стажерской практики 26 коллег из школ Ребрихинского района познакомились с системой профориентационной работы, посетив тематическое занятие, профессиональную пробу, мастер-классы и World kafe.
Заместители директора Лариса Валерьевна Карунина, Светлана Викторовна Пасанова и Елена Викторовна Чайникова поделились с участниками стажерской практики опытом работы по теме «Профориентация как искусство: управленческие решения и практики в воспитательной работе школы».
Карунина Л.В. рассказала о важности создания в школе условий для раскрытия потенциала каждого ученика и необходимости проведения профориентационной работы с раннего возраста. В качестве примеров успешных практик рассмотрены такие формы работы, как открытые уроки, экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами и профессиональные пробы. Обратили внимание и на важность самостоятельного исследования детьми своих интересов и возможностей с использованием ресурсов, таких как сайты «Проектория» и проект «Билет в будущее». Особо было отмечено введение обязательного минимума по профориентации с сентября 2023 года.
Пасанова С.В. напомнила присутствующим основные цели и задачи классов профильного обучения, этапы их создания. Она затронула также вопросы нормативной базы и анализа основных условий при определении профилей обучения, реализуемых школой, поделилась опытом работы организации профильного обучения по различным направлениям, рассказала о сотрудничестве школы с другими учебными заведениями. В ходе совместного обсуждения коллеги разработали пошаговый алгоритм действий администрации при наборе учащихся в профильные классы.
Чайникова Е.В. поделилась опытом, как использовать педагогические ресурсы школы, учитывая их желание пробовать новое, делиться опытом работы с коллегами, заниматься наставничеством, заниматься исследованиями вместе с детьми, чтобы сделать работу центра «Точка роста» по всестороннему развитию и профессиональному самоопределению школьников более эффективной.
Профессиональная проба «Ведение в профессию «Оператор беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)», проведенная Пасановой Светланой Викторовной, состояла из нескольких этапов. Сначала участники встречи определили свой уровень знаний и представлений о данной профессии. Затем узнали, какие виды БПЛА существуют, где они используются, и получили ответы на вопросы: «Кто такой оператор беспилотного летательного аппарата и какие специальности, связанные с беспилотными летательными аппаратами, существуют?» Оказалось, что специальностей операторов дронов и областей их использования оказалось немало. Внушителен также и перечень умений и навыков квалифицированного пилота. На пробе один из учащихся 9 класса продемонстрировал беспилотный летательный аппарат вертолётного типа в действии, ответил на вопросы присутствующих, что позволило в дальнейшем определить достоинства и недостатки профессии оператора БПЛА. Итогом профпробы стала профессиограмма, в которой коллеги выделили условия труда, медицинские противопоказания, качества характера и способности, которыми должны обладать представители этой специальности. А, используя интернет-ресурсы, удалось определить перечень СУЗов и ВУЗов , которые готовят операторов дронов.
Мастер-класс «Первые шаги в мир инженерии», проведенный учителем математики и педагогом центра «Точка роста» Сафенрайтер Мариной Викторовной, погрузил его участников в возможности 3D-моделирования и прототипирования и дал возможность им самим попробовать создать по чертежу трёхмерную модель в программе «Compas», которую впоследствии можно напечатать на 3D-принтере.
Мастерская красоты «Бьюти-островок на селе», организованная учителями истории и обществознания, педагогами центра «Точка роста» Гуляевой Еленой Владимировной и Масловой Еленой Александровной, помогла учащимся 6 класса и участникам стажерской практики с помощью приглашенного косметолога Хорошиловой Н.Ю. погрузиться в мир бьюти-индустрии и профессию косметолога, одну из самых востребованных сегодня. Наталья Юрьевна познакомила с современными тенденциями уходе за собой и продемонстрировала самую простую косметическую процедуру «пилинг», заинтересовав тем самым ребят и гостей.
Участниками тематической площадки «Шаг в будущее. Исследуем мир профессий» стали учащиеся 5 класса. Ребята вспомнили уже знакомые им профессии и узнали новые, редкие для нашей местности, такие как нефтяник и геолог. В ходе занятия они выяснили, какими качествами должны обладать люди разных профессий, определили среди своих одноклассников будущего библиотекаря, учителя, врача, полицейского, бухгалтера, бизнесмена. Через игры узнали, что такое «товар» и «услуга» и чем они отличаются. В ито ребята пришли к выводу, что все профессии нужные и все профессии важные. Главное - любить свой труд!
Стажерская практика показала, что вопрос профориентационной работы со школьниками актуален и востребован коллегами из других образовательных организаций, о чем свидетельствуют результаты опроса участников практики. Все они отметили разнообразие форм работы с детьми и полезность обмена опытом в направлении профориентации школьников.